«Великие сыны России» на тему: «ПАМЯТЬ - СВЯЗЬ НАСТОЯЩЕГО С ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

 

Положение

о республиканском конкурсе-фестивале научно-исследовательских и творческих работ проекта «Великие сыны России» на тему: «ПАМЯТЬ - СВЯЗЬ НАСТОЯЩЕГО С ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ», посвященного  200-летию со дня рождения Александра II (1818-1881 и 150-летию со дня рождения                                 Николая II (1868-1918 гг.) и 100-летию трагедии в Екатеринбурге

 

Общие сведения

 

В отечественной истории много памятных событий, но среди них выделяются те, которые имеют судьбоносное значение для России. В 2018 году отмечаются юбилейные даты двух императоров Дома Романовых (Александр II  - 200 лет со дня рождения и Николай II – 150 лет со дня рождения). Именно при Романовых Россия стала одной из великих держав мира, с ними связаны многие её победы и поражения, взлёты и падения, политические и экономические достижения и провалы. Дом Романовых – это не частная история семьи, а собственно важная часть истории России.

Триста три года и десять месяцев правили Романовы огромным Русским государством. В 1613 году семнадцатилетний Михаил Романов взошёл на русский трон. Смута закончилась. Началось тяжёлое, медленное воссоздание Российского государства, которое было потрясено глубоким династическим кризисом, социальной рознью, полным экономическим обвалом, голодом, политическим распадом страны, агрессией государств-соседей. Спустя триста четыре года династия Романовых снова рухнула. В стране началась новая грандиозная смута, приведшая Россию на край национально-государственной катастрофы.

А в период тех трёхсот лет на русский трон один за другим (порой мирно, а иногда трагически и суматошно) восходили девятнадцать носителей царственной фамилии Романовых: мужчины и женщины, государственные деятели с большим опытом и юные мальчишки. То были русские люди и иноземцы, многие из которых плохо говорили по-русски. Но всё это были Романовы. Очень интересно отметить, что иногда передача власти шла не только по прямому родству, скипетр мог быть передан и по объявлению кого-то наследником, и в результате дворцового переворота, и по решению Верховного тайного совета.

Среди правителей Императорского дома были умные и глупые люди, активные, удачливые правители и пассивные созерцатели, страстные воители и реформаторы, как, например, Петр Первый, тихие и смиренные властители, примерные семьянины, как Николай Второй, последний русский император.

 Думается, что при изучении истории России сведения о Романовых следует выделить в отдельный раздел, не давая им раствориться в общих сведениях. Потому что в период их правления окончательно формируется русская народность, происходит становление российской нации, четко оформляется российская государственность. И, наконец, выходит на мировой уровень российская культура. Обязательно хочется отметить то, что только при первых Романовых формируется чёткое осознание необходимости для государства «писаной истории». Все крупнейшие российские историки: Татищев, Устрялов, Карамзин, Ключевский, Соловьев – это историографы прежде всего династии Романовых в России.

Очень печально, что в течение более полувека, с двадцатых по восьмидесятые годы прошлого столетия, мы изучали историю без личностей её правителей. К сожалению, характерам Романовых, их семейным связям, их быту и увлечениям совсем не уделялось внимания. Не представляя себе правителей государства именно в качестве конкретных людей, трудно представить и понять последовательность событий и логику их действий.

Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения. Мы совсем не знаем страну, отделенную от нас Октябрем 1917 года. Не знаем потому, что смесь правды и лжи, которую мы впитывали под названием «отечественная истории», вкупе молчаниями и провалами, когда речь шла о самых драматичных страницах российского бытия, больше всего исказила в людском восприятии как раз годы, предшествующие революции. На политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как правило, искаженно, а зачастую просто оглуплялись, окарикатуривались. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшаяся различных общественно - политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего достаточно пестрого политического спектра. И не зная этих людей, нельзя понять глубинной сути происходивших в стране процессов. Невозможно определить свое отношение ко всем тем, кто был в царском окружении, правительстве, проводил политику царизма в губерниях; особенно интересны те люди, которые внесли существенный вклад в решение главного для царской России вопроса - аграрного.

XV республиканский конкурс «Великие сыны России» на тему: «ПАМЯТЬ - СВЯЗЬ НАСТОЯЩЕГО С ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ» проходит с 17 октября по 09 декабря 2018 г.

 

Цели конкурса:

 

Цели конкурса:

- привлечение внимания учащихся к самостоятельным исследованиям, посвященным царской истории России;

- выявление одаренных и талантливых учащихся;

- развитие познавательных интересов обучающихся;

- повышение мотивации учащихся к изучению истории России.

 

Задачи конкурса:

 

- повышение уровня знаний учащихся по истории, стимулирование интереса к истории России;

- расширение кругозора учащихся, развитие их творческих способностей;

- формирование представления об изучаемой эпохе, ее людях, памятниках культуры;

- формирование у учащихся убеждений о недопустимости фальсификации отечественной истории, выработка адекватной гражданской позиции;

- формирование навыков публичного выступления;

- выработка умения анализировать исторические источники и факты, последовательно, доказательно и образно излагать материал, обосновывать свои выводы и оценки, владеть логическими приемами рассуждения;

- выявление новых педагогических методов и приѐмов развития у учащихся устойчивого интереса и навыков организации научно-исследовательской деятельности.

 

Организаторы конкурса:

 

            МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии;

АНО «Дети Отчизны - достойная смена»;

Чувашское региональное отделение «Общество «Знание» (г. Чебоксары);

Историко – географический факультет ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»

Чувашское региональное отделение «Двуглавый орёл».

 

 

Участники конкурса

 

Участниками конкурса могут быть обучающиеся организаций общего образования, начального, среднего и высшего образования, воспитанники организаций дополнительного образования, коллективы школьных музеев, представители школьных и студенческих научных обществ, расположенных на территории Чувашской Республики.

Конкурс проводится в четырёх категориях:

- среди учащихся и воспитанников 3-5 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Чувашской Республики;

- среди учащихся и воспитанников 6-8 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Чувашской Республики;

- среди учащихся и воспитанников 9-11 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Чувашской Республики;

- среди учащихся и студентов средних профессиональных организаций;

- среди студентов высшего образования.

 

 

Порядок проведения

 

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап – заочный предоставление конкурсной работы на бумажном носителе и в электронном виде с заполненной заявкой в оргкомитет конкурса по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, дом 31, офис 7, каб.406 в срок до 02 декабря 2018 года включительно. Работу каждого участника жюри оценивает по 100-бальной шкале. Участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по каждому направлению в каждой категории, становятся участниками финального тура по решению жюри.

2 этап – финальный – очный.

Проводится  09 декабря 2018 года в здании Историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова.

Финальный тур в форме научно-практической конференции и публичной защиты исследовательской работы.

 

 

Рекомендуемые основные направления (секции) Конкурса

 

  1. Секция «Семьи  Романовых как идеал семейных отношений» (Работы должны освещать исследования родословной, родных, коллег, друзей, наград, памятные места, с которыми связаны этапы жизни двух императоров Российской Империи Александр II, Николай II и семьи представителей рода Романовых).
  2. Секция «Великие реформы: поворотный пункт российской истории» (секция посвящена реформам проводимых в годы правления императоров Александра II и Николая II. В секции раскрываются предпосылки, причины, события, итоги, влияние реформ на Российскую Империю).
  3. Секция «История внешней политики России первая половина XIX века – первая половина XX века» (секция посвящена изучения дипломатических и внешнеполитических связей Российской империи. Работы должны быть посвящены известным и малоизученным биографиям непосредственных участников военных действий, государственных, политических и дипломатических деятелей, принявшие участие в сражениях и битвах
  4. Секция «Вклад русских царей в становление и развитие русской культуры» (секция посвящена изучению объектов культурного наследия России, исторические и архитектурные ансамбли как объекты художественного творчества, киноискусства; роль Российской императорской семьи в развитии архитектуры городов Крыма; Россия как духовный центр русского православия).
  5. Секция «Чувашский край после отмены крепостного права» (секция направлена на изучение выдающихся уроженцев Чувашии, добившихся успехов в просветительской, военной и общественной жизни. Отображение событий социальной, политической и экономической и этнокультурной истории Чувашии).
  6. Творческий конкурс «Боголюбовские чтения» (категория участников  3-5, 6-7, 8-9 классы).

Александр Николаевич Боголюбов (29 мая 1900 года, Чебоксары — 28 февраля 1956 года, Москва) — участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-полковник, Герой Советского Союза. С начала Великой Отечественной войны полковник Боголюбов занимал должность начальника оперативного отдела штаба Резервного фронта, а в октябре 1941 года он был назначен начальником штаба 43-й армии.

В августе 1942 года генерал-майор Боголюбов был переведён на должность заместителя начальника оперативного управления Генерального штаба, а в сентябре 1942 года его снова назначили начальником штаба 43-й армии.

В декабре 1942 года Александр Николаевич стал 1-м заместителем начальника оперативного управления Генерального штаба, после чего он был поочерёдно начальником штаба следующих фронтов: Северо-Западного (с марта по 11 ноября 1943 года), 1-го Украинского (с 11 ноября 1943 года по 24 апреля 1944 года) и 2-го Белорусского (с 5 мая 1944 года до июня 1945 года).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года генерал-полковник Боголюбов Александр Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5544).

В июне 1945 года Александр Николаевич был назначен на должность начальника штаба Северной группы войск, а с октября 1945 года до августа 1950 годабыл начальником оперативно-тактического цикла, начальником кафедры и заместителем начальника Военной академии имени М. В. Фрунзе, с марта 1951 года до августа 1953 года — помощником главнокомандующего войсками Дальнего Востока, с сентября 1953 года по октябрь 1955 года — заместителем начальника Главного управления боевой и физической подготовки Сухопутных войск. В октябре 1955 года генерал-полковник Боголюбов ушёл в запас.

Целью секции является выявление и развитие творческого потенциала детей средствами художественного, литературного, прикладного творчества, компьютерных технологий; воспитание у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к национальной культуре). На конкурс принимаются любые материалы, связанные с ВОВ: стихи, песни, рисунки, фото, презентации, стенгазеты, эссе, открытки, сочинения об известных и неизвестных героях войны, интервью о жизни в годы войны детей, в тылу врага, на передовой, воспоминания и др. материалы раскрывающий жизнь, подвиг, вклад отдельного человека в годы войны.

На заочный этап принимаются работы, выполненные в формате MicrosoftWord, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5 (в распечатанном виде). Объём работы не должен превышать 6 страниц формат А4. В работе можно использовать художественное оформление (например, рисунки).

На титульном листе работы необходимо указать её название, фамилию, имя исполнителя, класс, Ф.И.О. и телефон руководителя проекта, название и номер образовательной организации.

Окончательные конкурсные направления (секции) для возрастных категорий участников конкурса будут утверждены организаторами конкурса после завершения 1 этапа конкурса.

 

 

 

Условия участия в конкурсе

 

Для участия в конкурсе необходимо направить в адрес оргкомитета:

1) регистрационный лист (анкета-заявка) участника по прилагаемой форме (Приложение № 2);

2) сводная заявка от образовательной организации за подписью руководителя;

3) текст конкурсной работы и тезисы к работе в скоросшивателе в одном экземпляре;

4) текст работы также необходимо выслать на электронную почту laraivanova15@yandex.ru для издания сборника работ.

Регистрационные листы (анкеты) без конкурсных работ рассматриваться оргкомитетом не будут. Конкурсная работа готовится в соответствии с требованиями к работам (Приложение № 3). Не разрешается защита одной конкурсной работы в нескольких секциях. Автор может заявить для участия в конкурсе не более одной работы в каждой секции. У работы не должно быть более двух авторов.

 

Критерии оценки работ

 

При подведении итогов конкурса жюри учитывает:

- актуальность темы;

- научную новизну в проблематике и методике решения поставленной цели;

- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;

- уровень проведенной исследовательской работы;

- умение работать с источниками и литературой по рассматриваемой тематике;

- научно-практическую значимость полученных результатов;

- оформление текстового материала работы, приложений, списка источников и литературы;

- культуру оформления материала.

Время публичного представления доклада в финальном туре - не более 7 минут. При защите конкурсной работы (устное сообщение, доклад) от участника потребуется подготовка презентации, высокий уровень дискуссионно-ораторских навыков, умение отвечать на вопросы, создание атмосферы взаимного общения с аудиторией. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть своей работы в течение не более 7 минут.

Победители конкурса будут определены по сумме баллов, набранных за содержание и оформление работы и за публичную презентацию.

 

Координация проведения конкурса

 

Координация конкурса осуществляется оргкомитетом, в который входят учредители конкурса и представителями заинтересованных организаций. Оргкомитет формирует жюри конкурса.

Жюри Конкурса создается с целью отбора и оценки лучших работ и определения победителей, в соответствии с методикой и критериями оценки конкурсных работ, определяемыми данным Положением.

Состав жюри формируется Организационным комитетом конкурса из наиболее авторитетных работников отрасли образования, представителей Высшей школы, государственных органов, независимых экспертов и утверждается Организаторами Конкурса. В финале работа жюри проходит по разделам. Количество членов жюри в каждой комиссии нечетное и не менее пяти человек.

Оценку работ жюри производит исходя из критериев оценки работ.

 

Организационные вопросы

 

Расходы по оплате проезда участников финального этапа конкурса из районов республики несут организаторы конкурса.

Ответственность за здоровье и безопасность детей, приглашенных на конференцию, несёт руководитель делегации или родители (законные представители).

 

Награждение победителей и призеров

Авторы лучших работ в категориях 6-8 классы, 9-11 классы и студенты по каждому направлению награждаются дипломами 1, 2, 3 степени и денежными сертификатами в размере 5000, 3000, 2000 рублей. В случае представления работы двумя авторами денежная премия делится между ними. Лауреаты фестиваля творческих работ награждаются ценными призами.

В рамках финального тура члены жюри имеют право самостоятельно определять дополнительные номинации и победителей в этих номинациях среди участников конкурса.

Научные руководители победителей конкурса награждаются дипломами оргкомитета и поощрительными премиями в размере 1000 рублей.

Каждый участник конкурса получает сертификат участника.

 

Контактная информация

 

( 8(8352)-22-23-77; 8(927)-858-16-12 – Иванова Лариса Владимировна

E-mail: laraivanova15@yandex.ru

* 428000, г. Чебоксары, Президентский бульвар, дом 31, офис 7, каб.406

Приложение №1 к положению

Анкета-заявка

участника республиканского конкурса-фестиваля научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России»

 

Работа представлена в секцию____________________________________________

Категория участника(ов)_________________________________________________

ФИО участника(ов) полностью___________________________________________

Домашний адрес, контактный телефон автора(ов)___________________________

Название работы, подаваемой на конкурс ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор (год, месяц, день) месяц рождения _______________________________________________________________________

Место учебы____________________________________________________________

Автор (год, месяц, день) месяц рождения

Место учебы____________________________________________________________

ФИО научного руководителя______________________________________________

Дата заполнения_________________________________________________________

Подпись автора (ов)______________________________________________________

Приложение 2 к положению

Сводная заявка на республиканский конкурс-фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России»

Район/город

Наименование образовательной организации

ФИО участника (ов)

Класс

Секция

Руководитель

Место и

должность

руководителя

Контактный

телефон

руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор (образовательной организации обязательно подпись с расшифровкой и печатью организации)     

Приложение №3 к положению

 

Требования к работам

 

а) Исследовательские работы

Работа должна быть выполнена на стандартных листах формата А-4 с соблюдением полей, оформлением титульного листа, оглавления, подшита и пронумерована. Текст следует набирать 14 шрифтом и размещать на одной стороне бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее не менее 15 мм, нижнее не менее 20 мм, с межстрочным интервалом 1,5 знака.

Объём работ должен составлять не более 10-ти страниц, содержащих следующую информацию:

- цели, задачи и методы исследования, анализ современного состояния проблемы (вопроса), актуальность. Указание научной, методической, специальной литературы (краткая характеристика того, что известно об исследуемом событии, явлении, факте; в каком направлении происходят исследования других авторов);

- теоретическое обоснование и раскрытие сущности основных понятий и проблем, связанных с избранной темой;

- анализ фактического материала, раскрывающего тему конкурсной работы;

- научно-обоснованные выводы, предложения и рекомендации по решению проблемы;

- список источников и литературы, используемых в данной работе.

Нумерованный список источников и литературы размещается в конце работы, в тексте ссылка на источник оформляется в квадратных скобках (первая цифра – номер источника, вторая – номер страницы, например,: [2, 15]). Список источников и литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.1. – 2003, кегль 12.

В качестве иллюстративного материала к работам можно использовать слайды, фонозаписи, фотографии, репродукции. Работы должны иметь рецензию научного руководителя конкурсанта.

б) Тезисы конкурсных работ

Тезисы должны быть объёмом до одной машинописной страницы и содержать краткий обзор конкурсной работы.

в) Стендовые доклады

Материалы стендового доклада должны быть предварительно оформлены на листе ватмана стандартного размера А-4, сверху работы, выполненные шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе фамилия авторов и научного руководителя, учреждение, город, где выполнена работа, шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм). Структура стенда должна содержать следующие основные элементы:

постановка целей, задач и методов их решения;

основные результаты работы и их анализ;

научно-обоснованные выводы.

Стенд должен удовлетворять следующим условиям: наглядность, популярность, соотношение иллюстративного и текстового материала 1:1, оптимальность количества информации (за 1-2 минуты зритель должен полностью изучить стенд).

Представление стендового доклада дает право на получение дополнительных баллов при оценке конкурсной работы.