15 октября открыли «Курсы интеллектуального развития».

 

АНО «Дети Отчизны – достойная смена» совместно с Национальной библиотекой Чувашской Республики 15 октября  открыли «Курсы интеллектуального развития».

Главная цель курсов развивать интеллектуальные способности, расширять  культурный кругозор, повышать уровень профессиональных компетенций участников.

Первая лекция – диалог на тему: «Не Европа и не Азия: П.Я. Чаадаев о место России в культурном ландшафте» провел доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Василий Викторович Ванчугов.

Модератором лекции выступил кандидат социологических наук, доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, обладатель грамоты Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга - 2018» Карпов Алексей Петрович.

Экспертами лекции выступили:

- Сергей Владимирович Щербаков, кандидат исторических наук, преподаватель БОУ СПО «Чувашское республиканское училище культуры»;

- Андрей Геннадьевич Берман, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»;

- Петр Николаевич Матюшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова»;

- Ольга Юрьевна Сергеева, кандидат  педагогических наук, доцент Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета;

- Иерей Илья Лебедев - директор Епархиального центра подготовки церковных специалистов, председатель Епархиального отдела по миссионерскому служению и противодействию сектантству, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы с. Акулево Чебоксарского района.

Одна из важнейших тем в интеллектуальной истории личности и общества — персональная и коллективная идентичность: кто я? кто мы? В ходе лекции  особое место   было поставлено на проблему коллективной идентичности: что есть Россия? к какому типу культуры / цивилизации ее можно отнести, на каком основании?

Основной упор лекции было на философию Пётра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) – русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. Испытал сильнейшее влияние немецкой классической философии.

Именно с Петра Яковлевича Чаадаева в русской философии начинается отсчет систематической разработки темы русского мировоззрения, в том числе – с особым вниманием к вопросу о месте и роли России в мировой истории и соотношения путей развития России и Запада.

Публикация в 1836 году первого «Философического письма» потрясло всю «мыслящую Россию», вызвало и высочайшую реакцию – царь объявил Чаадаева умалишенным.

Центральное место первого письма – беспрецедентный по смелости тезис о положении русских вне истории, что предопределяет, в частности, их неспособность, как выражается Чаадаев, «благоразумно устраиваться» в действительности. По его мнению, «одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его теперешнему состоянию, на нас не оказали никакого действия. То, что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение».

В русском обществе, в отличие от Европы, полагает Чаадаев, не было общей основы, последовательно развивавшегося ряда идей. Европейские идеи если и усваивались, то посредством поверхностного подражания.

Что же является причиной столь неутешительной оценки состояния русского человека и общества? Прежде всего, по мнению Чаадаева, все народы проходят период юношеского становления, когда их захлестывает волна «великих побуждений, обширных предприятий, сильных страстей». В эти периоды народы «наживают свои самые яркие воспоминания, свое чудесное, свою поэзию, свои самые сильные и плодотворные идеи». Это как бы фундамент дальнейшего бытия народов. Россия же, напротив, не имела ничего подобного. «Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, – вот печальная история нашей юности».

Российская власть во все времена была озабочена не качеством жизни народа, а собственным благополучием и количеством удерживаемых под собой территорий и потому почти не заботилась о правовом обуздании стихии русского мира.

Нужно признать, что народу, столетиями жившему в условиях рабства, и у составных частей которого, к тому же, за каждым из понятий долга, справедливости, порядка и права стоят разные религиозно-культурные основания, сделать эти понятия жизненными правилами для всех подданных единого государства, то есть превратить всех в граждан, крайне трудно.

Говоря о преобразовании нравственной природы народа, Чаадаев отмечает, что делать это русским довольно сложно, так как в отличие от цивилизованных стран, где давно сложились порядок и образцы размеренной и неспешной жизни, в России все приходится делать как бы в противоположность, наперекор заведенным правилам.

Слишком откровенно и честно Чаадаев говорил о реальном положении вещей, в том числе – о русском народе и его мировоззрении. Приведём известную фразу Чаадаева: «Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом».

Тема докладчика получило содержательное развитие в выступлениях других участников, также предлагались дополнительные направления мысли по поводу данной темы.