Продолжается цикл открытых лекториев в Соборе

Продолжается цикл открытых лекториев в Соборе

 

13 октября продолжилась встреча с кандидатом исторических наук, членом Двуглавого орла по Чувашской Республике, заместителем директора по основной деятельности Государственного исторического архива Чувашской Республики Фёдором Николаевичем Козловым. Темой для общения с аудиторией была «История Православия в Чувашии от первых шагов до первой четверти XIX века». Покорение Казани русскими войсками в 1552 г. и последовавшее затем присоединение Казанского ханства к Русскому царству имело огромное политическое значение, но в тоже время это событие поставило перед царским правительством проблему укрепления своей власти на новых территориях.

Первоначально насильственная христианизация чувашей имела прямо противоположные последствия. Гонимые за язычество, они принимали ислам как символ социального сопротивления. Этот процесс был распространён в Казанской и Оренбургской губерниях, где чуваши проживали среди численно преобладающих татар. Со временем они ассимилировались с местными и отатаривались.

В этих условиях в XVIII веке власть корректирует свою конфессиональную политику, добавив к гневу милость. Пусть не сразу, но система насилия дополнена различного рода льготами для принявших православие чувашей: освобождение на три года от податей, сборов и рекрутской повинности. Знать к вере принуждали материально: некрещёный феодал не мог владеть крещёными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или только православному родственнику.

Важной составляющей политики христианизации была борьба с язычеством. Даже крестившись, чуваши длительное время продолжали исполнять прежние обряды. Отрицательную роль играл языковой барьер. Служба велась на церковнославянском языке, священники не знали чувашского, что затрудняло их общение с паствой и понимание народом смысла молитв. Однако когда христианское учение начали проповедовать на родном чувашам языке, постепенно противоречия устранялись.

При этом лектор, скорее, ставил вопросы, нежели отвечал на них. Всего на встречу собралось более 20 человек. По вопросам слушателей в конце лекции было видно, что тема не оставила их равнодушными.