Республиканский конкурс-фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России – Человек и Общество: Мудрость земли Русской»

Положение

о республиканском конкурсе-фестивале научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России – Человек и Общество: Мудрость земли Русской», посвященного 1155-летию зарождения российской государственности, 680-летию основания Троицо-Сергиевой Лавры, 100 -летию Октябрьской революции.

 

Общие положения

«Да ведают потомки православных

земли родной минувшую судьбу…».

                                                          А. С. Пушкин

2017 год является для России годом празднования величайших событий в общественной жизни страны. Ключевое событие в нем занимает 1155-летие со дня образования российской государственности – событие, которое определило место России в современном мире, сформировала внутренние устои российского общества, которые действуют и в настоящее время. Основными источниками для понимания мыслей наших предков, которые много веков назад задумались о создании российского государства мы можем почерпнуть из различных источников, первым из которых является общественная политическая мыль

Общественная мысль на протяжении всех периодов развития российской государственности обсуждала важнейший вопрос о роли человека в процессах становления и развития общественных сфер: экономики, политики, социальной и духовной областях. За почти 1000-летнюю историю русская мысль прошла путь от «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона до многотомных сочинений А. Ильина и Л. Гумилева. И во всех этих трудах подчеркивалось своеобразие духовного, ценностного мира русского человека.

Общественная мысль всегда становилась индикатором для государственной власти, который показывал не только настроения в обществе, недовольство существующим политическим режимом, но и своеобразным духовно-ценностным ориентиром, направлением духовного развития всего русского общества. Труды митрополита Иллариона, летописца Нестора, Сергия Радонежского, митрополита Макария, декабристов, а также «западников» и «славянофилов» были не только субъективными оценками конкретных исторических событий. Это был целый микромир русского человека, русской истории, в которой отображались особенности социально-экономического и политического развития российского общества.

Особую роль в формировании общественных взглядов в России играла Русская Православная церковь. На протяжении многих веков, оставаясь основой русской государственности, церковь воздействовала и на построение общественных ценностей. В трудах митрополитов Иллариона и Макария, в поучениях Сергия Радонежского и старца  Филофея, философских спорах патриарха Тихона и протопопа Аввакума российский народ находил ответы на самые насущные вопросы своего времени.

Общественная мысль находила свое выражение не только в публицистике, но и в искусстве. Деятельность В. Васнецова, В. Сурикова и художников-передвижников, литературные произведения А.Пушкина, И. Тургенева, благотворительность П. Третьякова, Н. Румянцев тоже определялись общественными взглядами самих авторов.

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ проводится с 28 сентября 2017 г. по 26 ноября 2017 г. и посвящен 1155-летие зарождения российской государственности и 680-летию основания Троицо-Сергиевой Лавры, 100 - летию Октябрьской революции.

 

Цели и задачи конкурса

Конкурс научно-исследовательских работ проводится с целью детального изучения исторического развития российского общества в контексте формирования общественно-политических взглядов историков, юристов, литераторов, религиозных деятелей и просветителей России.

 

Задачи конкурса:

- развития у учащихся и студентов патриотизма и любви к Родине - России;

- повышения интереса учащихся и студентов к российской истории и науке, усвоению мировых основ научных знаний;

- поиска и поддержки талантливых молодых исследователей, способных к научно-исследовательской деятельности;

- подготовки школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях.

 

Организаторы конкурса

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики,

Институт образования Министерства образования Чувашии

Историко-географический факультет ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»;

Благотворительный фонд «Дети Отчизны - достойная смена»;

Культурно - выставочный центр «Радуга»;

Чувашское региональное отделение Российского общества «Знание»

 

Участники конкурса

Участниками конкурса могут быть обучающиеся учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, воспитанники учреждений дополнительного образования, коллективы школьных музеев, представители школьных и студенческих научных обществ, расположенных на территории Чувашской Республики.

Конкурс проводится в четырёх категориях:

- среди учащихся и воспитанников 6-8 классов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Чувашской республики;

- среди учащихся и воспитанников 9-11 классов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Чувашской республики.

- среди учащихся и студентов средних профессиональных учреждений;

- среди студентов высших профессиональных учреждений

Дополнительно принимаются работы учащихся 3-5 классов  (вне конкурса).

 

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап – отборочный – заочный

- представление конкурсной работы на бумажном носителе и в электронном виде с заполненной заявкой в оргкомитет конкурса по адресу г. Чебоксары, ул. М. Горького, д. 5., каб. 222, БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования в срок до 20 ноября 2016 года. Работа каждого участника жюри оценивает по 100 - балльной шкале. Участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по каждому направлению в каждой категории, становятся участниками финального тура по решению жюри.

2 этап – финальный – очный.

Проводится 26 ноября 2017 года в здании Историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова.

Финальный тур в форме научно-практической конференции и публичной защиты исследовательской работы. По результатам финального этапа жюри определит победителей и призёров в каждом разделе конкурса по четырём возрастным категориям.

Рекомендуемые основные направления (секции) Конкурса.

1. Мыслители России (секция посвящена анализу первоисточников-сочинений юристов, историков, литераторов, просветителей по вопросам общественного развития российского общества – летописец Нестор, Авраамий Палицын, А. Курбский, А.С. Пушкин, декабристы, «западники» и «славянофилы», П.А. Столыпин, С.Ю. Витте, теории И. Ильина и Л. Гумилева)

2. Исторические личности в общественной трансформации российского общества (секция посвящена рассмотрению роли и значения конкретных исторических деятелей в период реформирования и коренной ломки российского общества: князь Владимир и крещение Руси, Иван III и теория «Москва-Третий Рим», Петр I и реформы России, Екатерина II и эпоха «просвещенного абсолютизма», Николай I и декабристское движение и т.д.).

3. Религия и церковь как институт общественного развития России (секция посвящена общественно-политическому фактору РПЦ в истории российского государства сквозь призму сочинений церковных деятелей – митрополит Илларион, С. Радонежский, старец Филофей, митрополит Макарий (митрополит Московский), святитель Гурий Казанский, патриарх Гермоген, протопоп Аввакум, патриарх Никон, патриарх Тихон и т.д.).

4. Выдающиеся общественные деятели Чувашии и их вклад в развитие общественной мысли России (секция посвящена вкладу региональных деятелей в общероссийскую общественную мысль – деятельность Иакинфа Бичурина, И. Я. Яковлева, И. Н. Ульянова, Н. Ашмарина и т.д.).

5. История русской цивилизации в русском народном творчестве (секция для обучающихся 3-5 классов!!!!). Секция посвящена анализу изучения образов основных событий в российской истории через произведения устного народного творчества (сказки, былины, исторические песни и т.д.), их использование в современной российской культуре (мультфильмы, киноиндустрия, интернет).

Окончательные конкурсные направления (секции) для возрастных категорий участников конкурса будут утверждены организаторами конкурса после завершения 1 этапа конкурса. Среди конкурсных работ учащихся 3-5 классов разделение работ по направлениям (секциям) не будет.

 

Условия участия в конкурсе

Для участия в конкурсе необходимо направить в адрес оргкомитета:

1) регистрационный лист (анкета-заявка) участника по прилагаемой форме (Приложение № 1);

2) сводная заявка от образовательного учреждения за подписью руководителя;

3) текст конкурсной работы и тезисы к работе в скоросшивателе в одном экземпляре;

4) дискету или компакт-диск с полным текстом работы и тезисами для публикации в файле формата MS Word (на диске должны быть четко написаны фамилия и имя участника, район (город), секция) (для издания сборника работ).

Регистрационные листы (анкеты) без конкурсных работ рассматриваться оргкомитетом не будут. Конкурсная работа готовится в соответствии с требованиями к работам (Приложение № 2). Не разрешается защита одной конкурсной работы в нескольких секциях. Автор может заявить для участия в конкурсе не более одной работы в каждой секции. У работы не должно быть более двух авторов.

 

Критерии оценки работ

При подведении итогов конкурса жюри учитывает:

- актуальность темы;

- научная новизна в проблематике и методике решения поставленной цели;

- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;

- уровень проведенной исследовательской работы;

- умение работать с источниками и литературой по рассматриваемой тематике;

- научно-практическая значимость полученных результатов;

- оформление текстового материала работы, приложений, списка источников и литературы;

- культура оформления материала.

Время публичного представления доклада в финальном туре – 7 минут. При защите конкурсной работы (устное сообщение, доклад) от участника потребуется подготовка презентации, высокий уровень дискуссионно-ораторских навыков, умение отвечать на вопросы, создание атмосферы взаимного общения аудитории. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть своей работы в течение 7 минут.

Победители конкурса будут определены по сумме баллов набранных за содержание и оформление работы и за публичную презентацию.

 

Требования к научно-исследовательским работам.

- на конкурс принимаются научно-исследовательские работы объёмом до 10 печатных или рукописных листов А4 плюс приложения, оформленные в виде брошюры;

- научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: название, оглавление, основное содержание работы, перечень источников и литературы, использованной при подготовке работы, приложения.

 

Координация проведения конкурса

Координация конкурса осуществляется оргкомитетом, в который входят учредители конкурса и представителями заинтересованных организаций. Оргкомитет формирует жюри конкурса.

Жюри Конкурса создается с целью отбора и оценки лучших работ и определения победителей, в соответствии с методикой и критериями оценки конкурсных работ, определяемыми данным Положением.

Состав жюри формируется Организационным комитетом Конкурса из наиболее авторитетных работников отрасли образования, представителей Высшей школы, государственных органов, независимых экспертов и утверждается Организаторами Конкурса. В финале работа жюри проходит по разделам. Количество членов жюри в каждой комиссии нечетное и не менее пяти человек.

Оценку работ жюри производит исходя из критериев оценки работ.

 

Организационные вопросы

Расходы по оплате проезда участников финального этапа конкурса из районов республики несут организаторы конкурса.

Ответственность за здоровье и безопасность детей, приглашенных на конференцию, несёт руководитель делегации или родители (законные представители).

Награждение победителей

Авторы лучших работ среди учащихся 3-5 классов награждаются дипломами 1,2,3 степени и ценными призами.

Авторы лучших работ в категориях 6-8 классы, 9-11 классы и студенты по каждому направлению награждаются дипломами 1,2,3 степени и денежными сертификатами в размере 5000, 3000, 2000 рублей. В случае представления работы двумя авторами денежная премия делится между ними. Лауреаты фестиваля творческих работ награждаются денежной премией в размере 1000 рублей.

В рамках финального тура члены жюри имеют право самостоятельно определять дополнительные номинации и победителей в этих номинациях среди участников конкурса.

Научные руководители победителей конкурса награждаются дипломами оргкомитета и поощрительными премиями в размере 1000 рублей.

Каждый участник конкурса получает сертификат участника